|
В должностной инструкции секретаря в разделе обязанностей непременно присутствует пункт, который гласит о том, что секретарь должен вести прием посетителей. Таким образом, независимо от сферы деятельности учреждения, организации, формы, их формы собственности, подчиненности и т.д. каждый секретарь связан с указанным видом деятельности.
В обязанности секретаря входит составление расписания приема.
В каждой организации руководитель определяет дни и часы приема посетителей. Прежде чем записать на прием, секретарю необходимо удостовериться в том, что посетитель обратился по адресу. Узнать, по какому вопросу, и постараться, чтобы вопрос был решен за одно посещение.
Запись на прием осуществляется, как правило, предварительно, при этом заполняют соответствующие разделы в журнале приема посетителей, который имеет следующие разделы:
- дата раздела
- фамилия, имя и отчество посетителя;
- его адрес;
- суть вопроса;
- фамилия ведущего прием;
- результаты рассмотрения вопроса.
Наряду с журнальной формой учет посетителей часто ведется на регистрационно-контрольных карточках.
Технически эта форма более удобна: легко можно менять последовательность приема,
при анализе выявлять наиболее часто встречающиеся вопросы и формы их решения.
В настоящее время регистрация приема посетителей ведется чаще в электронной форме.
Рекомендуется время приема разбивать на условные интервалы, с некоторым запасом.
Секретарь имеет право, оговоренное в должностной инструкции, определять также,
с кем руководитель должен встретиться сам, а кто может быть направлен к его заместителям или
другим ответственным работникам.
Кроме того, секретарь регулирует прием посетителей с учетом важности вопросов, по которым они пришли:
часть вопросов нуждается в первоочередном решении, а другие могут быть решены не столь срочно.
В работе, связанной с приемом посетителей, особенно важны такие качества секретаря, как доброжелательность,
вежливость, любезность.
Все опытные секретари, как правило, на этапе составления списка посетителей исходя, из имеющейся в нем
информации в значительной степени умеют предвидеть напряженные ситуации, связанные с появлением той или иной персоны.
Секретари стараются детально планировать свою работу в этот момент, применять имеющийся опыт.
Так, например, взволнованного посетителя не нужно успокаивать, так как это может лишь усилить напряженность.
Рекомендуется в такой ситуации оказать ему подлинное внимание, искреннее уважение. Обращение за советом,
скрытый комплимент помогут успокоить посетителя.
Причинами откровенно конфликтных ситуаций во время приема посетителей могут быть неуважительное отношение к нему,
пренебрежение его интересами, грубое поведение, долгое ожидание.
Рассматривая технологию приема посетителей, необходимо подчеркнуть, что секретарь должен помнить важное
для него правило: все посетители могут входить в кабинет руководителя только после доклада секретаря.
О важных посетителях секретарь должен докладывать лично. Попросив посетителя подождать, он входит
в кабинет руководителя, полузакрыв дверь, и сообщает о посетителе, который ожидает приема. При докладе о
посетителе необходимо четко назвать:
- Фамилию, имя, отчество;
- Должность или адрес;
- Вопрос, по которому прибыл посетитель.
- Рекомендуется при этом передать запись сведений о нем или его визитную карточку.
Если руководитель готов принять посетителя, то секретарь приглашает посетителя войти. При этом дверь
кабинета широко открывается и секретарь, придерживая ее, уступает место для прохода. После того как
посетитель вошел в кабинет, секретарь плотно, но без стука закрывает дверь.
Организуя прием сотрудников своего учреждения по текущим вопросам, секретарь обязан:
- Знать круг лиц, имеющих доступ к руководителю в любое время, и пропустить их беспрепятственно;
- Довести до сведения всех сотрудников учреждения часы приема по текущим вопросам;
- Определить регламент продолжительности посещения и предупредить о нем посетителя;
- Сообщить руководителю о посетителе с помощью селектора или местного телефона.
Информация о порядке приема располагается на видном месте: в виде небольшого объявления или секретарь
заботится о том, чтобы на дверях приемной была вывешена таблица с указанием дней и времени приема посетителей.
По просьбе руководителя секретарь должен уметь приготовить и подать руководителю и посетителям, членам
делегации чай или кофе.
Посуда при этом должна быть идеально чистой, готовить чай или кофе следует в приемной,
затем разлить по чашкам и внести в кабинет руководителя на подносе. Обычно посетители берут чашки
с подноса самостоятельно.
Можно расставить чашки по числу посетителей на столе до их прихода
в том случае, если кофе и чай вносят в кабинет в кофейниках после прихода посетителей и разливают в их
присутствии. На столе должны быть непременно салфетки.
К кофе и чаю подают, как правило, пирожные, печенье, конфеты.
Можно также поставить на стол бутылки с минеральной водой и стаканы по числу посетителей, ключ для открывания бутылок.
Журнал «Секретарское дело» №1 2002 год
|